АРХИТЕКТУРА КОРАБЛЯ (сокращение: А. к. ) - 1) система осн. элементов корабля (судна), определяющая его конструкцию, устройство и внешний вид; 2) науч. дисциплина, рассматривающая общее устройство корабля и отд. его частей; в литературе употребляется также термин «архитектура корабельная», когда идёт речь об искусстве рационального проектирострования корабля. Правильный выбор размеров корабля и его элементов, оптим. их размещение и установление между ними необходимых связей позволяют обеспечить заданные качества кораблю, его пригодность для выполнения определ. задач и получить эстетически выразит, внешние формы. архитектура корабля зависит от общего на-учно-техническое прогресса и соответствую-щего ему развития оружия, энергетический установок и техническое средств, вне-дрения в производство новых материалов и технологич. процессов. На выбор архитектурного типа корабля и системы размещения его элементов существенно влияют заданные режимы движения — на поверхности воды, под водой и над водой. По этому принципу корабли делятся: на водоизмещающие (с режимом плавания только на поверхности воды), под-водные лодки, на возд. подушке, на подвод, крыльях, экранопланы, полупогружённые. Водоизмещающие однокорпусные корабли имеют установившиеся архитектурную форму, конструкцию корпуса и устройство. Их форма обводов проектируется на основе теории корабля, требований для получения наилучших ходовых, манёвр, и мореход, ка-честв. Существенное влияние на эти качества оказывает форма носовых и кормовых очертаний корпусов кораблей. По форме носовой оконечности они делятся на корабли с обыкновенным, ледокольным, таранным, клиперским и ложкообразным носом; по очертанию кормы — на корабли с кормой без подзора, обыкновенной кормой с подзором, крейсерской, транцевой, ледокольной и тоннельной; по форме днища — на килеватые и плоскодонные; по характеру очертания палубной и бортовой линий — на корабли с седловатостью и без седловатости. Часть верхней палубы, примыкающей к носу корабля, наз. баком, к корме — ютом. Носовую надстройку, рас-полож. от борта до борта, наз. полубаком. Корабли, не имеющие излома бортовой и палубной линий и надстроек, располож. от борта до борта, наз. гладкопалубными. При проектировании корпуса корабля исходят из обеспечения его общей и местной прочности в услостровиях воздействия различных сил: наруж. давления воды, изгиба на волнении, массы размещаемого груза и другие Размеры элементов конструкций выбираются по методам строит, механики корабля. Осн. корпус состоит из днища, бортов, палуб и перебороколо Эти конструкции состоят из обшивки (для палуб и переборок из настила) и подкрепляющего их набора. Элементами днищевого набора являются стрингеры (продольные связи), идущие вдоль корабля (ср. стрингер наз. вертикальным килем), и продольные рёбра жёсткости, располож. между стрингерами. Примыкающий к вертикаль-
ному килю днищевой пояс наз. горизонтальным килем. В попереч. направлении обшивка днища подкрепляется связями — днищевыми шпангоутами. Для повышения непотопляемости и безопасности по всей длине корабля или на части его длины делается второе дно. Набором бортов являются шпангоуты и продольные рёбра жёсткости. Палубы под-крепляются усиленными продольными и поперечными связями (карленгсами и бимсами) и рёбрами жёсткости. Число налуб, платформ, продольных и поперечных переборок зависит от размещения оружия, техническое средств и личный состава, от степени обеспечения живучести и непотопляемости корабля. Палубы осн. корпуса делятся на верхнюю, среднюю и нижнюю. Ниже располагаются платформы— 1, 2, 3-я (сверху вниз). Палубы надстроек нумеруются снизу вверх, начиная от верхней палубы корпуса. В систему элементов, составляющих А. к., также входят спец. конструкции для размещения вооружения и обеспечения боевой защиты корабля, общекораб. системы (водоотливная, балластная, пожарная, вентиляционная, отопительная и другие) и устройства (рулевое, якорное, шлюпочное, грузовые, буксирные и другие). архитектура корабля имеет особенности, обусловливаемые режимом его плавания. У полупогруж. кораблей осн. объёмы корпуса расположены под водой, однако по своему устройству эти корабли не могут переходить в режим подвод, плавания. Корабли на подвод, крыльях разделяются на корабли малопогруж., глубокопогруж. (автоматически управляемые) и пересекающие свободную поверхность воды крыльями. Корабли на возд. подушке делятся на 2 осн. типа: амфи-бийные (с гибким ограждением возд. подушки) и неамфибийные (с ограждением возд. подушки погруж. в воду бортовыми стенками — скегами). Подвод, лодки по своей архитектуре делятся в зависимости от компоновки прочного и лёгкого корпусов на однокорпусные, полуторакорпусные и двухкорпусные. Последний тип в отличие от первых двух характеризуется размещением всего прочного корпуса внутри внешней оболочки лёгкого корпуса.
Литература : Поздюнин В. Л. Избранные труды. Т. 2. М.— Л., 1951; Цукшвердт А. Э. Курс корабельной архитектуры. М., 1951.
В. А. Фоминых, Г. Ф. Надъярных.
В тексте встречаются слова: ас | архитектура корабля | апра | амфиби | автомат | а |