АЭРОНАВИГАЦИЯ (сокращение: А. ) - воздушная навигация, прикладная наука о точном, надёжном и безопасном вождении в воздухе летательных аппаратов (ЛА) из одного пункта в другой (в общем случае подвижный) но заданной оптимальной траектории в установл. время; под термином «А.» ранее понимался также комплекс действий экипажа, направленных на обеспечение наибольшей точности, надёжности и безопасности вождения ЛА по маршруту в целях вывода его по месту и времени на заданные объекты и на аэродромы посадки. С сер. 70-х гг. этот процесс работы экипажа в зависимости от типа ЛА принято именовать самолётовождением или вертолётовождением. аэронавигация изучает методы и навигациионные средства, с помощью которых рассчитывается по выбранному критерию оптимальная траектория и обеспечивается вождение по ней Лаэронавигация Если пункт, в который должен быть выведен ЛА, неподвижен и его местонахождение известно, то траектория, а также режим полёта (курс, скорость, высота) м. б. рассчитаны и заданы экипажу заранее. Если пункт выхода (цель) подвижен, но его координаты в каждый момент времени известны (напр., координаты возд. цели по данным наземной РЛС), то вид траектории и режим полёта ЛА должны рассчитываться в процессе сближения с ней Лаэронавигация Решение задачи вывода на подвижную цель зависит от того, стремится ли сама цель сблизиться с ЛА (напр., для построения боевого порядка, дозаправки топливом и т. д.) или, наоборот, уклоняется от него. Специфика решения задач сближения ЛА с подвижной (возд.) целью привела к появлению раздела А., именуемого межсамолётной навигацией. В случае когда координаты наземной, мор. или возд. цели неизвестны, задача аэронавигация сводится к расчёту и вождению Л А по траектории, обеспе-чивающей надёжный поиск цели. Вождение в воздухе ЛА при всём многообразии заданий, ради которых осуществляется полёт, м. б. сведено к решению 4 осн. навигациионные задач: вождение ЛА по заранее рассчитанной и заданной экипажу в виде маршрута и профиля полёта траектории (для поиска цели, патрулирования в зоне, фотографирования маршрута или площади и т. д.); выход (сближение) на неподвиж. или подвиж. объект (для разведки, нанесения удара, десантирования войск, построения боевых порядков ЛА, встречи с дозаправщиком топливом в полёте, перехвата ЛА противника и т.д.); перемещение относительно другого ЛА или подвиж. объекта для установления и выдерживания заданных дистанций, интервалов и пре-вышений (для патрульного сопровождения истребителями бомбардировщиков и ракетоносцев, выдерживания рассредоточ. боевых порядков ЛА, размыкания их перед пробиванием облаков и заходом на посадку и т. д.); уклонение от сближения с другие ЛА или опасной зоной (для преодоления ПВО противника, обхода радио-акт, облачности, ухода от столкновения с другие ЛА н т. д.)! Перемещение ЛА относительно земной поверхности является следствием его перемещения относительно воздуха и движения самой возд. массы (ветра). Для определения скорости и направления движения ЛА, а также его местонахождения в любой момент времени применяются различные бортовые и наземные навигационные средства. В зависимости от первичного источника информации навигациионные средства делятся на 4 осн. группы: геотехнические, основанные на измерении различные параметров естественных (геофизич.) полей Земли (атмосфера, магнитное, гравитационное поля и т. д.), к ним относятся баро-метрич. высотомеры, указатели возд. скорости, магнитные и гироскопич. компасы, инерциаль-ные навигационные системы и т. д. (эта группа средств не подвержена помехам со стороны противника); радиотехнические, основанные на измерении различные параметров электромагнитных полей, излучаемых спец. передающими устройствами (к этой группе средств, подверженных помехам, относятся радионавигациионные системы ближней и дальней навигации, радиолокац. визиры обзора земной поверхности, доплеровские измерители путевой скорости, радиокомпасы, радиовысотомеры и т. д.); астрономические, основанные на использовании светового или радиоизлучения небесных светил (к этой группе относятся астрокомпасы, секстанты, астроориентаторы и т. д.); светотехнические, предназначенные для обеспечения посадки в сложных метеорологич. условиях и ночью, а также для обозначения (маркирования) и освещения наземной цели.4

Для обеспечения точного полёта ЛА по заданному маршруту в любых погодных условиях навигациионные средства, работающие на раз-

личный принципах (как датчики), конструктивно объединяются в единые комплексные системы, в которых с помощью аналоговых или цифровых вычислителей решаются все навигациионные задачи, куда также вводится программа предстоящего полёта (координаты пунктов маршрута и ра-дионавигациионные систем, высота, скорость и другие). С помощью автоматической системы управления самолётами и вертолётами м. б. обеспечены автомат, полёт ЛА по всему маршруту и заход на посадку вне видимости земной поверхности. Правильность и безопасность полёта ЛА по заданным маршрутам (трассам) контролируется экипажем и наземным персоналом командных пунктов или диспетчерской службой управления возд. движением. Осн. задача контроля — определить высоту полёта и местонахождение ЛА относительно заданного маршрута и других ЛА с целью обеспечения точного вывода на наземную или возд. цель, предотвращения столкновений и оказания помощи при выводе на свой или запасный аэродром.

Гл. условием надёжного решения осн. задач аэронавигация является знание с необходимой точностью местонахождения Лаэронавигация Существуют 4 осн. метода определения местонахождения ЛА: счисление пути, т. е. вычисление текущих координат (напр., географических) по известным начальным координатам, скорости и направлению движения ЛА (в зависимости от способа определения скорости полёта ЛА различают возд., доилеровское п инерциальное счисление пути); метод линий положения, основанный на измерении с помощью радионавигациионные систем или астрономия, устройств некоторых величин (напр., направление и дальность от наземного маяка до ЛА, высоты небесных светил и другие), которые позволяют определить местонахождение ЛА; обзорно-сравнительный (ориентировка), базирующийся на предварительном опознавании назем, ориентиров, наб-людаемых с борта ЛА визуально или с помощью техническое средств (оптический, радиолокац., те-левиз., инфракрасных визиров и другие); экстремальный, в основу которого положено измерение параметров гсофиз. полей (рельефа, магнитного, гравитационного и другие). В полёте все техническое средства аэронавигация и её методы используются в комплексе, в соответствии с заранее разра-бот. штурманским планом. Быстрое развитие науки и техники приводит к созданию авто-матизир. комплексных систем аэронавигация и управления полётами. В таких системах сочетаются возможности человека и навигациионные техники по ав-томатический сбору, обработке и отображению навигациионные информации, необходимой для свое-врем. принятия решения по навигации ЛА на всех этапах полёта — от взлёта до посадки.

Литература : Самолетовождение. М., 195 5; Селознев В. П. Навигационные устройства. М., 1961; Фечкин С. С. Самолетовождение. М., 1966: Молоканов Г. Ф. Точность и надежность навигации летательных аппаратов. М., 1967; Одинцов В. аэронавигация Радионавигация летательных аппаратов. М., 1968; Осадший В. И. Воздушная навигация. Применение радионавигационных средств и автоматизированных навигационных комплексов. М., 1972; Самолетные навигационные системы. Сборник материалов. М., 1973; Справочник летчика и штурмана. М., 1974. , Г. Ф. Молоканов.



В тексте встречаются слова: аэронавигация | аэродром | атмосфера | астрономия | ас | апра | автомат | а |

Ещё в этом разделе
  • АЭРОНАВИГАЦИОННЫЙ ГЛОБУС
  • АЭРОНАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ
  • АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ
  • АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ КАРТА
  • АЭРОМОБЙЛЬНЫЕ ВОЙСКА
  • АЭРОМОБЙЛЫЮСТЬ
  • АЭРОМОБИЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ
  • АЭРОМОБЙЛЬНАЯ ДИВИЗИЯ

Rambler's Top100
Страница создана за 0.136 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin