АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ (сокращение: А. х. . ) - (араб, халиф — преемник), феодальное теократическое государство, возникшее в 7 в. на Аравийском п-ове. (Карту см. на вклейке к стр. 488.) Значительно расширилось в 8 в. и занимало огромную тер. от Индии до Атлантического около и от Ср. Азии до Центр. Африки (см. Арабские завоевания). К 7 в. население Аравии находилось на различные уровнях социаль-ло-экономич. развития. На Ю.— в Йемене — была развита земледельч. культура, рабовладельческое общество и государство сложились здесь ещё в 1-м тыс. до н. э. В Сев. и Центр. Аравии к периоду образования А. х. господствовал родовой строй. Большинство сев. арабов оставались кочевниками. Но внутри племён и родов появилось • имуществ. неравенство. Из общин выделялись в отд. социальные группы богатые купцы, ростовщики, владельцы земель, рабов и крупных стад скота. Важную роль в процессе образования у арабов государства сыграл социально-зкономич. кризис, вызванный относит, перенаселением Аравии и недостатком пастбищ. Большое идеоло-гич. воздействие на этот процесс оказало мусульм. религ. учение ислам, основателем которого считается Мухаммед (570—632). Ислам отражал экономическую тенденцию феодали-зирующего арабского общества к объединению.

1-й период истории А. х., когда происходил процесс образования и укрепления араб, государства, охватывает примерно 30 лет. Перво-нач. ядром этого государства стала надплем. община Мухаммеда, построенная не на принципах родоплем. общности, а на принадлежности к исламу. Глава ислам, общины халиф Мухаммед являлся не только проповедником новой веры, но и верх, правителем, главные судьёй и военачальником. Создание и расширение араб, государства сопровождались непрерывными войнами. В 630 Мухаммеду подчинилась Мекка, что ускорило объединение араб, земель и облегчило исламизацию Аравии. Мусульм. религия защищала интересы эксплуататорской верхушки, использовалась в качестве идеоло-гич. оружия для укрепления обществ, отношений теократический государства и осуществления широкой завоеват. политики далеко за пределами Аравии. После смерти Мухаммеда в Аравии развернулась острая борьба за власть между родоплем. знатью. Главой мусульманской общины и государства стал Абу Бекр. Функции власти халифа — духовной (имамат) п светской (эмират) — не разделялись. Соединение светской и духовной власти в руках главы государства являлось отличит, особенностью и всей последующей истории А. х. Время правления Абу Бекра (632—634) и его преемников Омара I иби аль-Хаттаба (634 — 644), Османа ибн Аффана (644—656) и Али ибн Аби Талиба (656—661) было периодом обширных араб, завоеваний.

Во 2-м периоде своего развития (661—750) А. х. представлял централиз. государство вида деспотии, возглавляемое наследств, халифом (династия Омейядов). При Омейядах столицей А. х. вместо Медины стал Дамаск, а центр, областью — богатая Сирия, куда переселилась большая масса арабов, ставшая опорой новой династии халифов. В это время в А. х. получили развитие феод, отношения. Вместе с тем в значит, мере сохранялся я рабовла-дельч. уклад, а на Аравийском п-ове среди бедуинов — пережитки родового строя. Первостепенное внимание центр, государственной власть уделяла укреплению военный могущества Халифата. Каждая область была обязана иметь свои вооружненные отряды, которыми командовали правители областей. Расходы на содержание отрядов оплачивались местной казной, пополнявшейся за счет ограбления порабощ. народов. Однако власть Омейядов была непрочной. Сепаратизм эмиров, нар. восстания, борьба покорённых народов привели в 750 к падению династии Омейядов.

В 3-м периоде (750 —1258) происходил процесс дальнейшей феодализации А. х. и его распада. Первые халифы из новой династии Аббасидов — Саффах (749—754) и его брат Мансур (754—755) перенесли центр Халифата из Сирии в Ирак, во вновь построенный на р. Тигр г. Багдад. По составу правящей верхушки А. х. Аббасидов приобрёл полуиранский облик: в нём утвердились иран. государственной обычаи и традиции, хотя языком государства оставался арабский. Распад А. х. начался в 8 в. В 756 от него отделился Кордовский эмират (Испания), ставший в 929 самостоят, халифатом. В составе А. х. появились фактически самостоят, эмираты с наследств, наместничеством на тер. современная Туниса и Алжира, в Египте и другие В 875 возродилось царство Багратидов в Армении. Помимо полузависимых феодалов, признанных халифом, появились феод, властители, захватившие власть силой, т. н. мутагаллибы (араб.— захватчики, тираны). К нач. 10 в. под непосредств. властью А. х. оставались только Араб. Ирак и Зап. Иран. С 945 аббасидские халифы окончательно утратили политический власть, которая перешла к иран. династии Бундов, и остались лишь во главе ислам, религии. В 1055 Багдад был захвачен турками-сельджуками, а в 13 в. остатки бывшего могуществ. А. х. были уничтожены нашествием Чингисхана.

Социально-классовая структура А. х. в процессе его развития претерпевала изменения. Но во всех случаях она представляла собой своеобразный феодализм, в котором в значит, степени сохранились рабовладельческие отношения. Господств, классом были землевладельцы-феодалы, а также мусульм. духовенство и торговцы-ростовщики, объедин. в гильдии. Эксплуатируемую часть населения

составляли крестьяне, рабы и мелкие ремесленники. Трудящиеся массы из числа арабов и покор, народов непрерывно вели борьбу за свое социальное и нац. освобождение. В 755 вспыхнуло большое крестьянское восстание под предводительством Сунбада Мага, распространившееся затем от Хорасана до Азербайджана. В 778—779 в Гургане произошло восстание т. н. «краснознамённых» крестьян. В 776—783 Ср. Азию охватила грандиозная крестьянская война против араб, завоевателей под руководством Хашпма ибн Хакима. Крестьянская война под предводительством Бабека, происходившая в 816—837, охватила огромную тер. от Юж. Азербайджана до вост. границ государства. Наиболее крупным было восстание рабов — зинджей (869— 883), к которому примкнули крестьяне и мелкие ремесленники. В Ср. Азии, Закавказье, Иране и на Пиренейском п-ове араб, господство было ликвидировано в результате освободительной борьбы народов этих стран.

Характерная особенность государственной механизма А. х. состояла в строгой централизации. Главой государства был халиф, которому принадлежала вся полнота законодат., исполнит, и судебной власти. В 1-й период А. х. должность халифа была выборной, а во 2-й и 3-й — наследственной. Важнейшим после халифа должностным лицом был великий визирь, выполнявший обязанности советника и заместителя халифа. Визирь обладал огромной властью: назначал эмиров, контролировал бюджет, руководил государственной аппаратом. Большая роль в А. х. принадлежала армии и карат, органам. Главнокомандующим армией был халиф. В 1-й период истории А. х. армия комплектовалась из араб, племён и добровольцев. Во время походов в неё привлекались крестьяне порабощ. народов, а также рабы. Осн. видом араб, войска была конница, однако в 3-м периоде большую роль играл и военно-мор. флот (см. Арабов морские плавания 8—15 вв.).

Во время А. х. араб, культура достигла высокого уровня. В создании её принимали участие не только арабы, но и иранцы, сирийцы, копты, берберы и другие народы, входившие в Халифат. На основе староараб. поэзии и Корана сложился классический араб. лит. язык. Между 10 и 15 вв. возник всемирно известный сборник нар. сказок «Тысяча и одна ночь». Арабы создали десятичную систему счёта и важную отрасль математики — алгебру, сделали крупные для своего времени открытия в астрономии и другие науках. Араб, культура оказала большое влияние на культуру ДР- народов.

Литература : Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 21; Л е н и н В. И. О государстве.— Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 39; Бар-толь д В. В. Мусульманский мир.— Соч. Т. 6. М., 1966; Бартольд В. В. Халиф и султан.— Там же. Т. 6; Б е л я е в Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. Изд. 2-е. М., 1966; История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970; Мавлютов Р. Р. Ислам. М., 1969; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Т. 1—4. Спб., 1897—1903; Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. М., 1939. Я. Н. Арисов.



В тексте встречаются слова: ас | армия | армия | армия | арабский халифат | алжир | азов | а |


Rambler's Top100
Страница создана за 0.117 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin