АРАБОВ МОРСКИЕ ПЛАВАНИЯ 8—15 вв. (сокращение: А. м. п. 8. в. . ) - , важнейший этап в истории мореплавания. Наиболее ранние сведения об А. м. п. относятся к 4 в. до н. э., когда арабы стали совершать плавания из Юж. Аравии в Эфиопию, Иран и Индию. С 8 в. в связи с быстрым ростом тер. Арабского халифата, распространением ислама и расширением торговых связей получают развитие и мор. плавания. Воен. корабли арабов сыграли важную роль в захвате ряда островов Средиземного м.— Сардинии, Сицилии и другие Из портов Персидского зал. арабы отправляли мор. экспедиции в Вост. Африку, Индию и Китай. По пути в Китай араб, суда заходили в Каликут — инд. порт, в котором торговля, судостроение и судовождение почти целиком находились в руках арабов. Важным перевалочным пунктом был о. Цейлон (Шри Ланка), от которого корабли плыли через Малаккский прол. к о. Суматра, а оттуда в Китай. Примерно в 758 объединённый арабо-перс. флот предпринял военный экспедицию в Китай.

А. м. п. сыграли большую роль в развитии мореплавания, судостроения, в вождении парус, кораблей, способствовали накоплению геогр. и другие знаний, необходимых для мореходства. Араб, моряки и географы изучили, подробно описали муссоны Индийского около и умело пользовались ими. Средневековая араб, геогр. литература содержит обширные сведения по мор. географии. Наиболее известны труды Йакуба аль-Кинди (9 в.), аль-Баттани (10 в.), аль-Бируни (11 в.). Более 40 трактатов (лоции, руководства по практический мореплаванию) принадлежат знаменитому кормчему 15 в. Ахмаду ибн Маджиду, лоцману Васко да Гамы. Геогр. кругозор арабов охватывал все моря, омывающие Зап. Европу, зап., сев. и вост. побережья Африки, юж. и югостровост. берега Азии, включая Филиппинские и Молуккские острова.

Парусное оснащение араб, кораблей состояло обычно из большого треугольного паруса на грот-мачте и малого на бизань-мачте. Корпус имел острые обводы, создававшие подобие киля, что облегчало лавирование при плавании на встречных курсах. Наиболее распро-страи. типом судов Красного м. и Персидского зал. были двухмачтовые доу дл. до 40 и шир. до 15 м, водоизмещением неск. сот тонн. На военный судах имелось до 50 пушек. В Средиземном м. плавали более крупные, трёхпалубные суда — кукуры. Они составляли осн. часть араб, военно-мор. флота вплоть до 15 в. Наиболее мелкими судами были карибы и ушари, применявшиеся для буксировки кораблей и связи их с берегом.

Строит, материалом для кораблей служили тиковое дерево или древесина лабха (тип акации). Детали кораблей, плававших в Персидском зал. и в Красном м., крепились не желез, гвоздями, а кокосовыми верёвками, пропитанными китовым жиром, предохранявшим от гниения.

В состав команд араб, кораблей входили водолазы, производившие необходимый ремонт в открытом море. В 13 —15 вв. кормчие располагали набором мореход, инструментов

(астролябии для взятия пеленгов берег, объектов, угломеры для определения высоты Солнца и звёзд, лоты) и мор. картами с указанием координат берег, ориентиров, глубин и роз ветров.

Литература : Бартольд В. В. Коран и море.— Соч. Т. 6. М., 1966; Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 4. Арабская географическая литература. М.— Л., 1957; Ш у м о в с к и й Т. А. Арабы и море. М., 1964; М е ц А. Мусульманский ренессанс. Изд. 2-е. Пер. с нем. М., 1973.

Г. Б. Милославский.



В тексте встречаются слова: ас | а |


Rambler's Top100
Страница создана за 0.095 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin