АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (сокращение: А. н. . . в. . . п. ) - ,

устройства, способные передвигаться над относительно ровной поверхностью (водой, льдом, сушей), опираясь на слон сжатого воздуха, нагнетаемого под их корпус. По-ступат. движение аппарата создаётся движителем — обычно возд. винтом изменяемого шага (см. Воздушный винт); могут применяться и другие типы движителей, напр. водомётные. Малое сопротивление трения позволяет достигать скорости хода до 120 км/ч и более. Идея использования воздушной подушки для увеличения скорости движения аппарата, а также движения без дорог имеет более чем 200-летнюю давность. Ещё в 1716 гавед Э. Све-денборг предложил аппарат, который с помощью воздуха, нагнетаемого под куполообразный корпус, держался бы над поверхностью воды. Большой вклад в обоснование принципа действия А. на в. п. внёс выдающийся русская учёный К. Э. Циолковский. Сов. учёный В. И. Левков разработал методику расчёта таких аппаратов. Под его руководством в нач. 30-х гг. было создано неск. образцов А. на в. п. Вопросами разработки и создания А. на в. п. занимались отечеств, изобретатели и учёные (А. П. Бирюков, В. Н. Кожохин, Н. А. Ко-соруков, И. П. Любомиров, Г. С. Туркин, В. И. Ханжонков и другие) и зарубежные (Т. Каарио, Г. Лаваль, С. Руссел, Ш. Терик, Д. Уорнер и другие). А. на в. п. состоит из платформы с камерами плавучести, служебных и грузовых помещений и механич. установки. В нижней части платформы по её периметру имеется ограждение возд. подушки: гибкое — из многослойной или армиров. ткани или жёсткое — металлическое. В качестве энергетический установок применяются газотурбинные двигатели. Воздух под корпус А. на в. п. нагнетается вентиляторами через воздухопровод и сопловые устройства. Для повышения эффективности возд. подушки сопла направлены под некоторым углом внутрь пространства, образуемого корпусом и ограждением возд. подушки. Большинство современная аппаратов оборудовано центробежными вентиляторами большой производительности при небольших давлениях. Необходимая для работы вентиляторов мощность составляет, как правило, около 80% мощности энергетический установки. Давление возд. подушки может достигать 150—400 кг/м2 и более. Грузоподъёмность А. на в. п. — 25—30% его общей массы.

Габариты зависят от назначения аппарата. А. на в. п. применяются в основном в качестве трансп. средств для перевозки крупногабаритных грузов. Из существующих А. на в. п. наиболее отработаны суда массой от 20 до 300 т. Ведётся подготовка к созданию таких судов и большей массы. Принцип движения на возд. подушке используется и при создании другие видов техники, напр., при разработке боевых машин и десантных средств высокой проходимости, требующих низкого уд. давления па поверхность воды и грунта. Проводятся работы по использованию возд. подушки для взлёта и посадки самолёта при пониж. прочности грунта аэродромов или полевых площадоколо

Литература : К о р ы т о в II. В. Суда и аппараты на воздушной подушке. М., 19С4. Библиогр.: с. 114— 115. В. Д. Елисеев.



В тексте встречаются слова: аэродром | ас | апра | а |


Rambler's Top100
Страница создана за 0.044 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin