АДМИРАЛТЕЙСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (сокращение: А. с. з. ) - , старейшее в СССР судостроит. предприятие. В янв. 1709 на о. Галерный (устье Невы) началась постройка верфи. Первые суда спущены на воду в 1724. На верфи построен первый в России пароход «Елизавета» (август 1815); с 1862 начато стр-во броненосных кораблей. Название адмиралтейский судостроительный завод верфь получила в 1908 после реконструкции с целью стр-ва крупных линкоров. По проекту выдающегося русская кораблестроителя И. Г. Бубнова на адмиралтейский судостроительный завод построены линкоры «Гангут» («Октябрьская революция») и «Полтава»; на з-де с нояб. 1916 по окт. 1917 ремонтировался легендарный крейсер «Аврора». В 1928 на адмиралтейский судостроительный завод начато строительство океанских лесовозов, рефрижераторных теплоходов; в 30-е гг. построены суда ледокольного типа для Главсев-морпути — «Челюскин» и «Мурман».

В период Великой Отечеств, войны на адмиралтейский судостроительный завод строились мор. бронекатера, суда для

транспортировки грузов через Ладожское оз. в осаждённый Ленинград, а также ремонтировались боевые корабли. В послевоенное время адмиралтейский судостроительный завод строит крупнотоннажные танкеры типа «София», рыбоконсервные плавбазы, рыбопромысловые автономные базы типа «Восток», многоцелевые суда. В 1956 — 59 построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». За успехи в судостроении адмиралтейский судостроительный завод награждён орденами Ленина (1960) и Трудового Красного Знамени (1971). АДМИРАЛТЕЙСТВ - КОЛЛЕГИЯ, высший орган управления военно-мор. ведомством в России в 18 — нач. 19 вв. Учреждена указом Петра I 12 дек. 1718. Состояла из наиболее опытных военно-мор. нач-ков, строевых и непригодных к строевой службе на флоте по возрасту и состоянию здоровья, но годных к адм. работе. А.-к. возглавлял президент. Будучи членом Сената, он непосредственно подчинялся царю. Первым президентом А.-к. был сподвижник Петра I Ф. М. Апраксин. А.-к. ведала вооружением, комплектованием флота, стр-вом кораблей, сооружением портов и каналов, подготовкой мор. офицеров, разработкой военно-мор. уставов. Со временем эти функции А.-к. менялись. В 1720 А.-к. было издано собрание военно-мор. узаконений: «Книга Устав морской о всём, что касается доброму управлению, в бытности флота на море», осн. работу но написанию которой выполнил Пётр I. С 1802 А.-к. вошла в состав созданного мор. мин-ва, в 1827 преобразована в совещат. орган при мор. министре — Ад-миралтейсте-совет.

АДМИРАЛТЕЙСТВО, 1) (ист.) место на берегу моря или реки, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, склады и магазины для хранения строительных материалов, вооружения п снаряжения кораблей. В России государственной А. имелись в Воронеже, С.-Петербурге, Архангельске, Севастополе, Николаеве и Кронштадте. В С.-Петербурге находились: а) Главное А.— на левом берегу р. Нева, в центре города. С 1704 по 1844 здесь строились корабли, а затем здание Главного А. было перестроено и служило для размещения центр, учреждений Мор. мин-ва и некоторых учреждений порта; б) Новое А.— ниже по течению р. Нева на том же берегу. Первоначально (с 1713) в этом А. строились гребные суда (галеры), затем в 1800 сооружены первые эллинги для стр-ва больших кораблей, поэтому оно стало наз. Новым, в отличие от существовавшего ранее Главного А.; в) А. Галерного острова, в устье р. Нева, наиболее совершенное из Петербург. А.; с 1908 оно вошло в состав Адмиралтейского судостроительного завода; г) А. Гребного порта занимало обширную тер. на Васильевском острове, где ремонтировались миноносцы и малые корабли.

В Кронштадте имелось 3 осн. А., оборудов. для ремонта кораблей: Доковое, Новое и Пароходный завод. В Севастополе находилось Лазаревское А. Оно располагало одним стапелем и двойным эллингом и предназначалось для ремонта судов водоизмещением до 3 тыс. т. В Николаеве А. располагалось на р. Ин-гул, при впадении её в р. Юж. Буг, и имело 4 эллинга. Наиболее круп. А. в зарубеж. странах до конца 1-й мировой войны находились в военно-мор. базах и портах: в Германии — Киль, Вильгсльмсхафен; во Франции — Тулон, Брест, Шербур; в Италии — Кастелла-маре, Неаполь, Специя, Венеция; в Англии — Портсмут, Дсвонпорт, Чатам, Пемброк, Ро-зайт; в Сев.-Амер. Соедин. Штатах — Нью-Йорк, Бостон, Норфолк и Вашингтон;

2) высший орган управления военно-мор. силами и строительством флота (напр., Адмиралтейство Великобритании). В России таким органом была Адмиралтейств-колле-гия;

3) здание в Ленинграде, выдающийся памятник архитектуры, выполн. в строгих формах русская ампира, композиционный центр, к которому сходятся 3 главные магистрали города. Заложено в 1704 по замыслу Петра I. В 1727 — 38 перестраивалось архитектором И. К. Коробовым, сохранившим петровский замысел, а с 1806 — архитектором А. Д. Захаровым (перестройка закончена в 1823 после его смерти). Здание А. служит образцом сочетания архитектуры и скульптуры (работы Ф. Ф. Щедрина, И. И. Те-ребнёва и другие).

Литература : В сселаго Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. Спб., 1875, с. 439 — 536; Сайгон-к о В. Н. Адмиралтейство. Л., 1965; С и н я-в е р М. М. Адмиралтейство. М., 1948; Огород-н и к о в С. 200-летие здания Главного адмиралтейства.— «Мор. сборник», 1904, № 12.

Д. Д. Кобола.



В тексте встречаются слова: атомный ледокол | ас | архангельск | апра | азов | азин | адмиралтейский судостроительный завод | адмирал | аврора | а |


Rambler's Top100
Страница создана за 0.26 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin