АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ (сокращение: А.-к. а. ) - (АКА), класс летательных аппаратов (ЛА), обладающих свойствами и авиационных, и космических аппаратов (КА), способных со вершать орбитальный полёт в околоземном космических пространстве и маневрировать в атмосфере с использованием аэродинамич. сил. Для взлёта, орбитального манёвра и маневрирования при возвращении на поверхность Земли АКА должны иметь несущие поверхности — крылья или несущий корпус (рис. 1), аэроди намич. органы стабилизации и управления полётом и воздушно-реактивные двигатели (ВРД) или комбинированные реактивные двигатели. Для разгона и манёвра в космических пространстве АКА могут использовать жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) или ракетные двигатели иных типов (напр., ядерный ракетный двигатель — ЯРД); стабилизация и управление полётом в этом случае осуществляются газодинамич. устройствами. Выведение АКА на геоцентрич. орбиты может вы полняться двумя сцособами: самостоятельно (с помощью собственной силовой установки и бортового запаса топлива) или же с помощью спец. системы выведения. Соответственно АКА принято подразделять на воздушно-космических самолёты (В КС) и орбитальные самолёты (ОС).


Орбитальный самолёт
Рисунок 1 - Орбитальный самолёт: 1 — крыло; 2 — кили; i — рули направления; 4 — посадочный ВРД; 5 — маршевый ЖРД; в — элевоны; 7 — кабина экипажа; 8 — несущий корпус.


ВКС может иметь комбинир. силовую установку, включающую ВРД и ЖРД или ВРД и ЯРД. При наличии ЯРД, обеспечиваю щего высокую экономичность силовой установки, возможно создание ВКС одноступенчатой схемы (рис. 2). Для выведения ОС могут использоваться ракеты (одноразовая ракета-носитель, многоразовая ракетная система) или самолётная система выведения (рис. 3), включающая гиперзвуковой самолёт-разгонщик и одноразовые ракетные ускорители. Наличие спец. системы выведения позволяет снизить требования к силовой установке самого ОС и обеспечивает ему большие манёвренные возможности на орбите за счёт сохранения ого бортового запаса топлива, не расходуемого в процессе запуска. При выведении ОС с помощью ракет может применяться вертикальный старт со спец. наземных пусковых установоколо


Воздушно-космический самолёт
Рисунок 2 - Воздушно-космический самолёт.



Двухступенчатая авиационно-космическая система
Рисунок 3 - Двухступенчатая авиационно-космическая система: 1 — гиперзвуковой самолёт-разгонщик; 2 — орбитальный самолёт; з — гиперзвуковой прямоточный ВРД; 4 — кили и рули направления.


Запуск ОС с помощью самолётной системы выведения и взлёт ВКС осуществляются горизонтально со взлётно-посадочной полосы (горизонт, старт), аналогично взлёту современная тяжёлых самолётов. После отделения ОС самолёт-разгонщик возвращается на свой аэродром, куда может возвратиться после орбитального полёта и ОС. В процессе орбитального полёта АКА может временно снижаться и входить в плотные слои атмосферы для выполнения аэродинамич. манёвра, необходимого, напр., для изменения наклонения плоскости орбиты или долготы восходящего узла. В конце манёвра, самостоятельно разогнавшись до необходимой орбит, скорости, АКА может вновь выйти на орбиту. При возвращении на Землю АКА способен за счёт аэродинамич. манёвра совершить посадку на аэродром, рас-полож. на значит, удалении от плоскости пер-вонач. орбиты. Посадочные характеристики АКА близки к характеристикам современная сверхзвуковых самолётов.


Многоразовый космический транспортный корабль
Рисунок 4 - Многоразовый космический транспортный корабль: 1 — многоразовый орбитальный самолёт; 2 — твердотопливный спасаемый ускоритель; 3 — одноразовый топливный бак.


Сочетание в одном ЛА свойств самолёта и КА расширяет возможности АКА и обеспечивает ему выход на орбиты, плоскости которых в момент запуска не проходят над точкой старта, более широкий манёвр на орбите, выбор места посадки на различных аэродромах, сокращение времени решения ряда задач, а также возможность манёвра стартом путём перебазирования. Многоразовое применение АКА в сочетании с указ. свойствами и способностью использовать аэродромы для взлёта (при горизонт, старте) и посадки повышает эффективность, мобильность и экономичность АКА. Эти качества АКА позволяют решать широкий круг научных и пар.-хоз. задач, таких, как исследования в орбит, полёте с помощью целевого бортового оборудования (см. Бортовое оборудование космического аппарата), выполнение трансп. операций — транспортировка людей и грузов, снабжение и смена экипажей орбит, станций, спасение экипажей КА в аварийных ситуациях и т. п. Исследования и эксперимент, работы по созданию АКА и использованию их в военных целях начались в ряде стран в 50—60-х гг.; США, напр., в 1972 приступили к созданию АКА вертикального старта — многоразового космических транспортного корабля (рис. 4). Работы по созданию АКА способствуют развитию как авиационной, так и космической техники.

Литература : Пономарев А. Н. Годы космической оры. М., 1974; Пономарев А. Н. Авиация на пороге в космос. М., 1971; Нестеренко Г. Н. Космическая авиация. М., 1970; Шумейко И. И. Крылатые космические корабли. М., 1970; Авиастроение. Т. 1. Современные самолеты США и стран Западной Европы. Сб. статей. М., 1973; Ш а-т а л о в В. А. На самолете — в космос.— «Наука и жизнь», 1974, № И; Птушенко А. В. Космос и авиация.— «Наука и жизнь», 1970, № 8; В л а-д и м о в А. Аэролайнер завтрашнего дня.— «Техника и наука», 1974, № 10. А. В. Птушенко.

В тексте встречаются слова: аэродром | ас | авиация | апра | азов | а |


Rambler's Top100
Страница создана за 0.055 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin