АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (сокращение: А. п. ) - отрасль промышленности, занимающаяся исследованиями, разработкой, испытаниями и производством летательных аппаратов (ЛА) и их оборудования, средств снаряжения лётного состава, а также оборудования для наземного обслуживания и ремонта авнац. техники. авиационная промышленность занимает важное место в экономике развитых стран, тесно связана кооперацией с другие отраслями промышленности и оказывает большое влияние на их развитие. В царской России авиационная промышленность была развита слабо, имелось всего 15 небольших самолётостроит. и 6 моторостроит. предприятий (Русско-балтийский вагонный з-д, з-ды Щетинина, Лебедева, Анатра, «Дукс», «Андреев-Ланский и К°» и другие), которые занимались преимущественно сборкой самолётов, сконструированных за рубежом. В России до 1917 было выпущено всего 5600 самолётов. авиационная промышленность Франции, Англии, Германии, Италии и США за годы 1-й мировой войны выпустила 180,8 тыс. самолётов и 240,1 тыс. авиационная моторов.

После Великой Окт. соцналистический революции А. и. в Сов. стране стала развиваться нарастающими темпами. В 1918 Сов. власть национализировала все предприятия авиационная промышленность Для управления ими 31 дек. 1918 было образовано Главное управление объединённых заводов авиапромышленности (Главкоавиа). Осенью 1919 по решению ЦК РКП(б) была организована Комиссия по тяжёлой авиации (КОМТА), содействовавшая развитию самолётостроения. Несмотря на хозяйственную разруху, Политбюро ЦК РКП(б) уделяло большое внимание развитию авиационная промышленность 16 июня 1920 В. И. Ленин подписал постановление Совета Труда и Обороны (СТО), в котором излагалась программа по подъёму авиационная промышленность Заводы авиационная промышленность по очерёдности комплектования, снабжения топливом, сырьём и полуфабрикатами приравнивались к группе оружейных п патронных заводов. В ноябре 1920 СТО принял постановление о мобилизации и направлении в авиационная промышленность работавших в ней ранее инженеров, техников и квалифицир. рабочих. 26 янв. 1921 СТО под председательством В. И. Ленина принял решение о разработке програм-мы-максимум по развитию авиационная промышленность Для использования передового зарубежного опыта в ряде стран были закуплены образцы самолётов и двигателей. Под руководством созданного в дек. 1918 Центр, аэрогидродинамич. института (ЦАГИ) начали разрабатываться проекты отечеств, самолётов. Коллективы под руководством А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, Д. П. Григоровича заложили основы сов. школы самолётостроения. В 1922 был создан новый сплав — кольчугалюминий, чем было положено начало сов. авиационная металлургии. К 1925 возросшие возможности сов. авиационная промышленность позволили отказаться от закупки самолётов за рубежом. Первым сов. цель-нометалличный военным самолётом был ТБ-1 (АНТ-4), построенный в 1925. В конце 1928 начались опыты но применению стали в самолётостроении. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 «О состоянии обороны СССР» был уточнён 5-летний план развития А. п., предусматривавший постройку новых крупных авиационных заводов в Москве, Горьком, Воронеже, в Сибири п другие районах страны, а также реконструкцию существовавших предприятий.

В годы 1-й и 2-й пятилеток выпуск самолётов непрерывно возрастал (см. табл. 1).

Табл. 1.— Производство самолётов советской А. п. в 1931 — 37 (шт.)
Годы
Всего самолётов
В том числе
бомбардировщиковистребителей
1931
1933
1935
1937
860
2952
2529
4435
100
291
59
1303
120
336
776
2129

В янв. 1939 создан наркомат А. п., в июле 1939 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли развёрнутую программу развития А.п. с быстрым наращиванием в 1940—41 мощностей производства. Правительственные постановления «О реконструкции существующих и строительстве новых самолётных заводов» и «О развитии авиамоторных заводов, самолетно-агрегатных и винтовых заводов» предусматривали увеличение числа авиазаводов к концу 1941 в два раза по сравнению с 1939 и перемещение части их из центр, р-нов страны в р-ны Поволжья, Сибири и Д. Востока. Надвигающаяся угроза войны вынудила внести коррективы в эти планы, с тем чтобы завершить намечавшиеся мероприятия в основном до конца 1940. Ввиду исключительной важности выполнения производств, программы на заводы авиационная промышленность были направлены 30 тыс. высококвалифицир. рабочих из другие отраслей нар. х-ва и 4 тыс. молодых инженеров и техников из уч. заведений. Заказы для авиационная промышленность предписывалось выполнять в первую очередь. В течение 1940 в крупное серийное нронз-во были запущены разработанные сов. авиаконструкторами новые типы самолётов (МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2 и другие). Всего за 1940 и первую половину 1941 авиационная промышленность выпустила: истребителей МиГ-1 — 111, МиГ-3 — 1289, Як-1 — 399, ЛаГГ-3 — 322; штурмовиков Ил-2 — 249, бомбардировщиков Пе-2 — 459.

С первых дней Великой Отечеств, войны перед авиационная промышленность была поставлена задача — в кратчайший срок перестроить работу на военный лад, без задержки снабжать фронт авиационная техникой, непрерывно улучшая, лётно-техниче-екпе и боевые характеристики самолётов. В соответствии с решениями ЦК ВКП(б) п СНК СССР ускоренно завершалось строительство авиазаводов, на производство авиационная техники переключался ряд предприятий другие отраслей промышленности. Уже в июле 1941 было выпущено более 1500 боевых самолётов (вдвое выше среднемес. выпуска их в 1-м полугодии 1941), а в сентябре — 2046. С окт. 1941 произошло значит, снижение пропз-ва самолётов, вызванное перебазированием большинства авиационная заводов, КБ и другие учреждений на Восток (в октябре в стадии перебазирования находилось около 85% производств, мощностей А. п.). Но уже с конца 1941, когда эвакуация предприятий авиационная промышленность на Восток в основном завершилась, авиационная промышленность стала непрерывно наращивать темпы выпуска авиационная техники, полностью осуществив переход на производство новых типов самолётов и вооружения.

Табл. 2. — Производство самолётов советской авиационная промышленность в 1941 — 45 (шт.)
Годы
Всего самолётов
Среднемесячный выпуск
Выпуск в % по сравнению с 1940
1941 (второе полугодие)
1942
1943
1944
1945 (до 10 мая)
Всего
9 777
25 436
34 884
40 241
15 317
125 655
1630
2120
2907
3355
3483

178
223
239




Всего в период Великой Отечеств, войны было выпущено св. 54 тыс. истребителей, более 35 тыс. штурмовиков и около 16 тыс. фронтовых и дальних бомбардировщиков; освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных самолётов (истребителей — 10, бомбардировщиков — 8, штурмовиков — 2, транспортных — 4, учебных — 1) и 23 типа авиационная двигателей. Средняя мощность авиадвигателей увеличилась к концу войны по сравнению с 1940 примерно в 2 раза, что сыграло решающую роль в повышении скорости, увеличении бомбовой нагрузки, улучшении другие боевых качеств самолётов. Совершенствовалось авиационная оружие, улучшались имевшиеся и создавались новые его типы. В результате усилилось стрелково-пушечное вооружение самолётов, повысилась его эффективность. В годы Великой Отечеств, воины сов. авиационная промышленность успешно решила стоявшие перед ней задачи. Многие самолётостроит. и авиамоторные заводы, тысячи работников авиационная предприятий за заслуги в организации производства боевой техники были награждены орденами и медалями. Руководителям наркомата авиационная промышленность А. И. Шахурину, П. В. Дементьеву, П. А. Воронину и директору завода А. Т. Третьякову осенью 1941 было присвоено звание Героя Социалистический Труда. Позднее этого звания удостоились директора крупнейших авиационная предприятий В. П. Баландин, А. А. Белянский, М. С. Жезлов, В. Н. Лисицын, В. Я. Литвинов, М. М. Лукин и главные инженер завода П. Д. Лаврентьев.

авиационная промышленность основных капиталистический стран в годы 2-й мировой войны также непрерывно наращивала производство авиационная техники. Из года в год возрастало кол-во выпускаемых самолётов, улучшались их качественные характеристики. Особенно большого размаха достигла авиационная промышленность в США: если в 1939 в ней было занято 48,6 тыс. человек, то к ноябрю 1943 — 2 млн. человек За период 2-й мировой войны авиационная промышленность США произвела 204,4 тыс., Германии — около 85,1 тыс., Англии — 93,5 тыс. боевых самолётов.


Сборка самолётов-штурмовиков Ил-2 на авиационном заводе. 1943.
Сборка самолётов-штурмовиков Ил-2 на авиационном заводе. 1943.


Сразу же после войны в мировой авиационная промышленность наметились коренные качественные сдвиги: началась интенсивная разработка конструкций и пром. освоение турбореактивных двигателей (ТРД), реактивных самолётов, новых образцов вооружения и радиоэлектронного оборудования. В Сов. Союзе первым отечеств. ТРД был двигатель ТР-1, созданный А. М. Люлькой, И. Ф. Козловым, СП. Кувшинниковым и другие (официальные испытания прошёл в 1944). На основе проведённых исследований в 50-х гг. была разработана группа высокоэффективных двигателей (АМ-5, АЛ-5, ТР-7, ВК-1, ВК-1Ф) с силой тяги около 20—40 кН (2000—4000 кгс), имевших тогда наименьшую в мировой практике уд. массу и малые габариты. В двигателе ВК-1Ф впервые использовался метод форсирования тяги дожиганием топлива за турбиной в форсажной камере, предложенный И. А. Меркуловым. Разработка и производственное освоение ТРД явились важным этапом в развитии советской авиационная техники. Продолжалось совершенствование конструкций и поршневых двигателей. В дек. 1945 ЦК ВКП(б) и СНК СССР, обсудив перспективы развития А. п., определили направление и темпы её дальнейшего развития. Реализуя выработанную программу, авиационная промышленность выпустила в 1946 первые реактивные истребители (МиГ-9, Як-15, Ла-150). В 1947—49 началось производство реактивных истребителей более высокого класса (Ла-160, МиГ-15, Ла-15, Ла-176). Позднее, в 1950—55, стали выпускаться бомбардировщики Ил-28, Ту-16. В этот же период авиационная промышленность перешла на серийное производство первого сов. сверхзвукового истребителя МиГ-19. Наряду с самолётами авиационная промышленность начала массовый выпуск вертолётов, созданных КБ Н. И. Ка-мова, М. Л. Миля, А. С. Яковлева и другие Многие образцы превосходили лучшие из известных в мировой практике.


На сборке самолётов Як-40.
На сборке самолётов Як-40.


Во 2-й пол. 50-х гг. сов. авиационная промышленность освоила производство новых типов сверхзвуковых ракетоносных самолётов. Наряду с выпуском тяжёлого реактивного самолёта дальнего действия 201М конструкции В. М. Мясищева началось серийное производство ударных авиа-ционио-ракетных комплексов с тяжёлыми самолётами-носителями дальнего действия, разработанных коллективом ОКБ А. Н. Туполева; появились многоцелевые истребители с крылом изменяемой в полёте стреловидности, самолёты вертик. взлёта и посадки, а также с укороченным разбегом и пробегом и другие Массовый выпуск новых типов боевых самолётов позволил обновить парк самолётов сов. военной авиации. Одновременно авиационная промышленность обеспечила также широкое поступление в Аэрофлот пассажирских самолётов большой, средней и малой дальности полёта с турбостровинтовыми и турбовентиляторными двигателями (см. Авиация гражданская).


Сборка вертолётов Ка-26.
Сборка вертолётов Ка-26.


Бурный научно-технический прогресс способствовал дальнейшему развитию А. п.: усилилось значение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; резко повысилась роль радиоэлектронной аппаратуры; развитие бортового оборудования пошло по пути оптимального комплексирования, применения интегральных элементов, миниатюризации, широкого использования электронностровычислит. техники и автоматики; совершенствовались аэродинамич. формы, конструкция самолётов и двигателей. Всё это повысило лётно-такт. характеристики ЛА.

В 70-х гг. организация ироиз-ва, задачи подготовки, освоения и массового выпуска всех новейших типов ЛА значительно усложнились. Быстрый темп научно-техническое прогресса существенно изменил производств, структуру А. п., специализацию и оснащение авиационная заводов, научно-исследоват. учреждений и КБ. Проводятся исследования во всех новейших областях авиационная науки и техники. Перед авиационная промышленность открылись широкие возможности для создания принципиально новых авиаци-онно-космических систем. Масштабы производства авиационная промышленность позволяют обеспечивать потребности Сов. Союза во всех видах современная ЛА, а также осуществлять экспорт авиационная техники.


В цехе сборка самолётов Ан-24
В цехе сборка самолётов Ан-24


За рубежом наиболее развитую авиационная промышленность имеют США. Др. капиталистический страны (Франция, Англия, Германия, Италия, Япония), имевшие до 2-й мировой войны и в ходе её достаточно развитую А. п., после войны резко сократили объём производства ЛА. Космич. эра изменила отраслевую структуру авиационная промышленность США, превратив её в аэрокосмическую. Именно эта промышленность — крупнейшая в США — основа военно-пром. комплекса. В сер. 70-х гг. общее число занятых в ней работников — 1,3 млн. человек, объём продаваемой продукции 30 млрд. дол. в год.

Лит. см. при ст. Авиация. А. В. Минаев, В. П. Селезнёв, В. И. В ело липецкий.

В тексте встречаются слова: аэрофлот | ас | авиация | апра | азов | автомат | авиационная промышленность | а |


Rambler's Top100
Страница создана за 0.025 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin