САБО Иштван (р. 1938) (сокращение: С. и (. 1. ) - САБО (Szabo) Иштван (р. 1938), венгерский кинорежиссер, сценарист. В метафорической форме исследует исторический опыт, преломляемый в индивидуальных судьбах. Всемирную славу принес ему фильм "Мефисто" (1981, по роману К. Манна, премия "Оскар"). Поставил также фильмы: "Отец" (1966, приз кинофестиваля в Москве), "Доверие" (1980, приз за режиссуру Берлинского и Сан-Себастьянского кинофестивалей) и другие * * * САБО (Szabo) Иштван (р. 18 февраля 1938), венгерский кинорежиссер, сценарист. Окончил режиссерский факультет будапештской Высшей школы театра и кино в 1961. Его дипломный короткометражный фильм "Концерт" получил международное признание (в том числе премию на МКФ в Оберхаузене-63). Затем на молодежной Студии Белы Балаша (был и среди ее основателей) снял еще две короткометражки — "Вариации на одну тему" и "Ты", поэтические, полные изобретательности и переменчивых настроений. В 1964 вышла первая полнометражная картина "Пора мечтаний" (премия на МКФ в Локарно-65) — эскизная, акварельная, лирико-исповедальная, в которой искания двадцатилетних, вступающих в самостоятельную жизнь, соотнесены с судьбами других поколений, с историей страны. Эта тема и стилистика получили развитие в лентах "Отец" (1966, главный приз поровну на МКФ в Москве и премия в Локарно-67) и "Любовный фильм" (1970). Тематическое, жанровое и стилистическое родство трех произведений объединило их в трилогию. История страны и переплетающиеся с ней судьбы отцов, их испытания явились ведущими мотивами в фильме "Улица Тюзолто, 25" (1973, главная премия на МКФ в Локарно-74), где, как в калейдоскопе, перемешались образы снов и обрывки памяти. Размышления о послевоенной судьбе Венгрии обрели символически обобщенную форму в ленте-метафоре "Будапештские сказки" (1976). В "Доверии" (1979, премия на МКФ в Западном Берлине-80), камерной драме, разыгрывающейся в обстоятельствах оккупированной Венгрии 1944, Сабо вновь предстал лириком и психологом. В 1980-е годы он создает историческую трилогию, принесшую ему мировую славу. В фильмах "Мефисто" (1981, по Клаусу Манну, премия жюри за сценарий и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премии "Оскар" и "Давид" Донателло"-82), "Полковник Редль" (1984, премия на МКФ в Канне-85) и "Гануссен" (1988) анализируется сходная судьба: человек, снедаемый комплексами, жаждущий успеха, вступает ради него в сделку с дьяволом, будь то правящий фашизм или агонизирующая империя. В этой трилогии Сабо уже не акварелист, предпочитающий эскизность и мягкую растушевку, а живописец с крупным, энергичным мазком, художник экспрессивно-драматической темы, мастер, демонстрирующий изысканную постановочную культуру. В начале 1990-х годов Сабо возвращается к современности. В ленте "Встреча с Венерой" (1991) в рамках любовной истории раскрывается самочувствие восточноевропейского человека при встрече с открывшимися ему другим миром, иной культурой. В оглушительно-горькой и жесткой, как следственный протокол, картине "Милая Эмма, дорогая Бебе" (1992, специальная премия на МКФ в Берлине, приз "Феликс" за сценарий) исследуется духовное состояние людей в решительно поменявшейся в конце 1980-х — начале 1990-х годов венгерской реальности, судьба иллюзий и идеалов предшествующей эпохи в период реформ. Киноэпос "Вкус солнечного света" (2000) повествует о трех поколениях еврейской семьи Зонненшайн, проблемах идентификации и адаптации европейских евреев. Наряду с игровыми фильмами Сабо снимает документальные короткометражные эссе ("Сон о доме", 1971, премия на МКФ в Оберхаузене-72; "Карта города", 1977, главный приз на МКФ в Оберхаузене, и другие), а также телевизионные ленты ("Зеленая птичка", 1980, "Игра в кошки-мышки", 1982). Работает в разных странах Европы. Ставит также оперные спектакли. Преподает в будапештской Высшей школе театра и кино, является одним из основателей Европейской киноакадемии. А. Трошин.



В тексте встречаются слова:


Rambler's Top100
Страница создана за 0.053 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin