БАЗАРОВ Владимир Александрович (1874-1939) (сокращение: Б. в. а. (.-1. ) - БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович (1874-1939), российский философ и экономист. Социал-демократ (с 1896); в 1910-х гг. сторонник эмпириокритицизма. Вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевел "Капитал" Маркса (т. 1-3, 1907-09). Репрессирован; реабилитирован посмертно. * * * БАЗАРОВ (псевд.; наст. фам. Руднев) Владимир Александрович [27 июля (8 августа) 1874, Тула — 16 сентября 1939, Москва], российский философ, экономист и публицист. Из дворян. Отец — земский врач. В 1892 окончил Тульскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1892-97). В 1900-01 — за границей, в Берлине завершил свое университетское образование. В 1904 под влиянием А. А. Богданова примкнул к фракции большевиков, однако вскоре отошел от большевизма, оставаясь по своим политическим взглядам убежденным социал-демократом до конца жизни. После революции 1905-1907 гг. сблизился с меньшевиками. Вместе с Богдановым и П. С. Юшкевичем в конце 1915 Базаров возглавил отдел философии в редакции организованного М. Горьким журнала "Летопись". Отрицательно воспринял Октябрьскую революцию 1917. В годы Гражданской войны жил в Харькове (1919-21), где при его участии издавался журнал "Мысль". C 1921 Базаров работал в государственных плановых органах, разрабатывал методологию анализа денежной эмиссии и хозяйственного баланса страны. В 1930 уволен из Госплана и исключен из Коммунистической академии общественных наук (членом которой был с 1918) как участник организации "экономистов-вредителей". В середине 1930-х гг. был арестован и отбывал ссылку в средней полосе России. По возвращении умер от астмы. Первая важная философская работа Базарова — статья "Авторитарная метафизика и автономная личность" в сб. "Очерки реалистического мировоззрения (1904), который был полемическим ответом на сб. "Проблемы идеализма" (1903) с участием П. Б. Струве, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и другие Соединяя теорию познания Э. Маха и Р. Авенариуса с социальной философией марксизма, Базаров критиковал "абсолюты", отстаиваемые "идеалистами" в области гносеологии и морали. Базаров был активным участником философских споров, которые вели в начале 20 в. "ортодоксы" русской социал-демократии. В статье "Мистицизм и реализм нашего времени" (сб. "Очерки по философии марксизма", 1908) выявил различия между материализмом Маркса и материализмом школы Г. В. Плеханова. В дальнейшем он критикует "догматический материализм": полемизирует с "иероглифической" концепцией Плеханова, с теорией отражения В. И. Ленина. Философские статьи, направленные против метафизики как "идеализма", так и "материализма", собраны в сборнике Базарова с характерным названием "На два фронта" (1910). В качестве убежденного ("духовного") марксиста Базаров полемизировал с Д. С. Мережковским, А. А. Блоком, Вяч. И. Ивановым и другие русскими "религиозными интеллигентами". В 1900-х гг. Базаров переводил философскую и экономическую литературу (вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевел на русский язык "Капитал" К. Маркса, 1907-09); вновь занялся перводческой деятельностью в 1930-х гг. (переводил художественную литературу вместе с женой, репрессированной вскоре после его смерти). В. В. Сербиненко.



В тексте встречаются слова:


Rambler's Top100
Страница создана за 0.071 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin