АФРИКА (сокращение: А. ) - третья по величине часть света, второй по величине материк (после Евразии). Пл. (с островами) — 30,3 млн. км2, нас. около 400 млн. человек (1975). Протяжённость с С. на Ю.— почти 8000 км. В более широкой, сев. части африка простирается с 3. на В. на 7500 км. Омывается Атлантическим и Индийским океанами, Средиземным и Красным морями. Суэцкий перешеек (шир. до 112 км), прорезанный одноимённым каналом, соединяет африка с Азией. Гибралтарский прол. (шир. 14—44 км) отделяет её от Европы. К африка относятся острова: Мадагаскар, Маскаренские, Коморские, Амирантские, Сейшельские, Мадейра, Канарские, Зеленого Мыса и другие А.— материк компактной формы, со слабой горизонтальной и вертикальной расчленённостью поверхности. Дл. береговой линии — 30,5 тыс. км. Берега изрезаны слабо, гористы, естественный бухт, заливов и гаваней, пригодных для базирования флота, мало. Самый большой залив — Гвинейский — на 3. материка. Среди немногих удобных естественный гаваней выделяются

(в р-нах портов): Бизерта (Тунис), Фритаун (Сьерра-Леоне), Либревиль (Габон), Матади (Заир), Кейптаун, Порт-Элизабет, Дурбан (ЮАР), Лоренсу-Маркиш, Бейра (Мозамбик), Дар-эс-Салам (Танзания). (Карты см. на вклейках к стр. 328—329.)

2/3 тер. африка занимают пустыни и саванны. В рельефе преобладают ступенчатые равнины, плато н плоскогорья. По превышениям над уровнем океана материк делится на 2 части: сев.-зап. (низкую) с выс. 200—400 м, охватывающую равнины и плато Сахары и Судана (около 2/3 всей их пл.), и югостровост., лежащую на выс. св. 1000 м. В пределах равнинной части африка в центре Сахары возвышаются нагорья Ахаггар, Тибести, Дарфур, которые образуют естественный барьер на путях из Сев. африка в её центр, районы. На С.-З. расположена гряда Атласских гор (г. Тубкаль, 4165 м), а на Ю.-

B. — труднодоступное Эфиопское нагорье. В экваториальной африка впадина Конго ограничена с 3. Южно-Гвинейской возвышенностью, с Ю.— плоскогорьем Лунда-Катанга, с В.— Восточно-Африканским плоскогорьем с самыми высокими вершинами Килиманджаро (5895 м), Кения (5199 м) и Рувензори (5109 м). На Ю. равнина Калахари обрамлена труднопроходимыми плоскогорьями Б. Дамараленд, На-макваленд и Драконовыми горами. Речная сеть африка развита неравномерно; наиболее густа и полноводна в экватор, зоне. Крупные реки: Конго, Нил, Нигер и Замбези. Все они полноводны и труднопреодолимы. Судоходство по ним затруднено из-за порогов и водопадов. Большинство рек имеет дождевое питание. В Сев. африка поверхностных вод нет. Водоисточники встречаются редко. Лишь в примор. полосе грунтовые воды имеются на глуб. 10—15 м; в последние годы на мн. реках в горах сооружены водохранилища. По опыту войн водоснабжение войск в сев. районах африка весьма сложно.

А.— самый жаркий материк. Осн. часть его лежит в тропич. широтах. Климатический зоны: экваториальная — между 17 —18° ю. ш. и 17 —19° с. ш. со ср. мес. темп-рами 22 — 35°С и годовым кол-вом осадков от 200 до 4000 мм; тропическая — к С. и Ю. от экватор, зоны (до 30° с. ш. и 30° ю. ш.), отличающаяся более ровным и мягким, хотя засушливым, климатом с годовым кол-вом осадков 100 — 300 мм, со ср. мес. темп-рами 12—20°С; субтропическая — узкие прибрежные полосы на

C. и Ю. африка Климат Сев. африка (сев. тропика Рака) отличается от климата всех другие районов континента высокой темп-рой в течение всего года и резкими колебаниями её, сухостью воздуха и ничтожно малым кол-вом осадков. В марте — окт. большое влияние на климат, особенно в прибрежной полосе, оказывают сухие юж. ветры, которые дуют непрерывно в течение неск. суток и сопровождаются песчаными бурями. Как показывает опыт боевых действий в Сев. А., изнурит, жара, проникающие всюду песок и пыль вызывают у людей быструю физ. утомляемость, солнечные и тепловые удары. Сильный нагрев металличный поверхностей техники и перегрев двигателей нарушают норм, работу всех агрегатов. В жаркие дни при сильном и неравномерном испарении воздух искажает видимость — возни-кают миражи. Сильные восходящие потоки воздуха, пыльные дымки снижают видимость и затрудняют применение оптический приборов, усложняют ориентирование на местности. В дек.— февр. (влажный период) обычно выпадает наибольшее кол-во осадков (от 50 до 200 мм). Но температурa даже ночью редко падает ниже 0°. Ср. температурa янв.— наиболее холодного месяца 12°С, в дневное время 15— 20°С и выше. Дожди на короткое время, особенно в глинистых и солончаковых пустынях, вызывают распутицу, образование болот в низинах.

Распределение растит, покрова и почвогрун-тов тесно связано с особенностями климатический условий отд. частей континента. В центре А., в поясе экватор, климата, развиты густые вечнозелёные влажные тропич. леса, которые тянутся сплошным массивом от берегов Гвинейского зал. до отрогов Восточно-Африканского плоскогорья. Передвижения по этим лесам вне дорог крайне сложны. По мере уменьшения кол-ва осадков тропич. леса к С. и Ю. сменяются листопадными, а затем высокотравными (до 3—5 м) саваннами, тропич. редколесьем и опустыненными саваннами с разрежённым покровом. В ещё более бедных влагой районах (Сахара, Су-дан) расположены пустыни, лишённые растительности.

африка богата минер, ресурсами, однако недра её изучены слабо. Открытые месторождения полезных ископаемых используются недостаточно. Удельный вес африка в разработке минер, сырья в капиталистический мире составляет около 12%. Но в африка сосредоточено св. 95% мировой добычи алмазов (бассейны рек Оранжевая и Вааль), 80% кобальта (Центр. А.), 70% платины, 65% золота, 55% марганца и хрома (Центр, и Юж. А.), 33% фосфоритов (Сев. А.), 22% меди (Заир, Замбия), 18% урана (Центр, и Юж. А.), 15% нефти (Сев. А.), 10% жел. руды, 8% бокситов. Добываются и другие полезные ископаемые.

А.— мощный источник людских ресурсов, хотя по уровню общеобразоват. подготовки её население значительно отстаёт от народов другие континентов (80 — 85% неграмотных). Ср. плотность — около 12 человек на 1 км2. Наибольшая плотность в долине р. Нил, на Средиземноморском и гвинейском побережьях, а также в низовьях р. Конго и на Ю. континента. Мн. афр. народы ещё не сложились в нации и находятся на различных ступенях социально-экономич. развития. По языковым и этнич. признакам населения в африка можно выделить 4 крупные области: Сев. и Сев.-Вост. африка с однородным этнич. составом (арабы и берберы), близким по религии (ислам), культуре и языку; страны Вост., Центр. африка и Зап. Судана, населяемые негроидными народами; народы Экват. А., говорящие на языках банту, Юж. А.— район европ. колонизации и наиболее резких социальных, этнич. и расовых контрастов. Коренное население — племена бушменов и готтентотов.

История африка тесно связана с военно-политический и экономич. экспансией европ. бурж. государств, а в 20 в.— и СШафрика В 17 —18 вв. европ. державы захватили прибрежные районы А., а к кон. 19 в.— почти 80% тер. континента. африка стала ареной конфликтов и войн между колонизаторами (Англией, Францией, Бельгией, Германией); её тер. много раз перекраива-лась империалистический государствами. Народы А.,

разобщённые, слабые в ту пору в военный отношении, не могли противостоять колонизаторам. В годы двух мировых войн тер. африка являлась одним из театров военный действий. Во время 1-й мировой войны военный действия в африка между странами Антанты и Германией происходили на тер. нем. колоний (Того, Камерун, Танганьика). Воюющие стороны широ-ко использовали контингенты войск, сформи-ров. из местного населения,— в их составе участвовали в войне солдаты-африканцы. Кроме того, солдаты-африканцы использовались и на Европ. ТВД: только во франц. армии на Зап. фронте они составили св. 500 тыс. человек, в вооружненные силах Великобритании насчитывалось около 300 тыс. африканцев. Во 2-й мировой войне военный действия в африка велись преимущественно в прибрежной полосе (шир. 50—80 км) на тер. Египта, Ливии, Туниса, Сомали, а также в Эфиопии, Судане и Кении с целью захвата источников сырья и прибреж-ных баз, с которых осуществлялся контроль за коммуникациями на Средиземном м. Наиболее значит, были операции англо-инд. войск по разгрому 5-й итал. армии под Сиди-Баррани (дек. 1940); наступательные операция англавные войск с целью разгрома итал. войск в Эритрее, Итал. Сомали, Эфиопии (янв.— май 1941); наступательные операция 8-й англавные армии под Эль-Аламейном (окт. 1942 — февр. 1943); десантная операция амер.-англавные войск во франц. Сев. Африке и наступательные действия по разгрому итало-нем. войск в Сев. Африке (нояб. 1942 — май 1943). африка играла важную роль как поставщик минер, сырья и продовольствия воюющим странам, за счёт афр. населения пополнялись их войска. В составе лишь вооружненные сил Англии и Франции насчитывалось св. 1 млн. африканцев. На тер. африка было построено большое число военный баз и расширена сеть сухопут. коммуникаций. Только странами антигитлеровской коалиции в африка было построено св. 100 аэродромов. После 2-й мировой войны африка продолжает оставаться одним из важнейших объектов империалистический агрессии. В 1956 Англия, Франция и Израиль предприняли совместную агрессию против Египта, в июне 1967 Израиль напал на араб, страны. В 1973 произошла новая («октябрьская») арабо-израильская война.

Обладая богатыми природными ресурсами, страны африка по объёму пром. производства в расчёте на душу населения отстают от развитых капиталистический государств в 20—25 раз (в африка производится всего 2,2% мировой пром. продукции), а по объёму с.-х. производства — примерно в 2—3 раза. Большинство стран только приступает к индустриализации. В сфере их материального производства преобладает сельское хозяйство, где занято до 80% населения. Ведётся оно на низком агротехническом уровне и во многих странах не обеспечивает потребности населения в продостровольствии. Более развитыми в экономическом отношении являются ЮАР, Египет, Алжир, Марокко, Нигерия. В этих странах, особенно в ЮАР, развита горнодобывающая, обрабатывающая, машиностроительная промышленность. Крупными промышленными центрами являются: Йоханнесбург, Претория, Фандер-бейлпарк (ЮАР), Александрия, Каир, Хелу-ан (АРЕ), Алжир, Оран, Аннаба (Алжир), Лагос (Нигерия). Транспортная сеть африка отражает длит, колон, прошлое материка и своеобразие его природных условий. Мн. районы африка ещё обслуживаются караванами, носильщиками. Дороги строились и эксплуатировались иностр. монополиями с учётом военно-стратег., политический и экономич. интересов (от районов добычи полезных ископаемых, переработки и производства с.-х. продукции к мор. портам). Протяжённость ж. д.— св. 80 тыс. км (около 2,6 км на 100 м2). Половина всей ж.-д. сети приходится на ЮАР И Сев. африка В широтном направлении африка пересекают лишь 2 ж.-д. линии в юж. части континента (Лобиту—Бейра и Людериц— Дурбан). Сквозных ж. д. с С. на Ю. нет. Протяжённость автодорог 1 350 тыс. км, из них с твёрдым покрытием 280 тыс. км (1972). Строится транссахарское шоссе (до 6 тыс. км), которое должно соединить страны Средиземноморья и Зап. африка В последние годы развивается мор. и возд. транспорт.

Наряду с этим африка продолжает быть объектом активной экспансии империализма. Под видом экономич., технич. и культурной помощи империалисты пытаются осуществить широкое политический и экономич. проникновение в молодые государства А., активно проводят политику неоколониализма, чтобы сохранить и расширить эксплуатацию быв. колоний, помешать их социальному и экономич. прогрессу. Среди военно-политический форм неоколониализма главные роль принадлежит агрессивным им-периалистический блокам. Размещение на тер. некоторых афр. стран военный баз ограничивает их суверенитет и подвергает народы этих стран опасности быть втянутыми в военный конфликты.

А.— один из важнейших очагов нац.-освободит, движения. Огромное влияние на его развитие оказала победа Великой Окт. социалистам, революции; дальнейший мощный стимул оно получило после разгрома гитлеровской Германии и милитаристской Японии во 2-й мировой войне. Охватившее всю африка нац.-освободит. движение привело к распаду колон, системы империализма на континенте. В 1975 в африка было 48 независимых государств (см. таблицу). Независимые государства составили более 92% тер. и 96% населения африка Народы африка ведут борьбу за полное уничтожение колониализма. Важную роль в этом играет созд. в 1963 Организация афр. единства (ОАЕ), которая в 1974 объединяла 41 суверенное государство. Огромную помощь развивающимся государствам африка оказывают Сов. Союз и другие социалистический страны. А.— самый молодой по времени самостоят, политический развития континент, переживающий период бурных социальных революций. Борьба против колониализма и неоколониализма, а также против расизма — стержень его современная политический жизни.

Литература : Дмитриевский Ю. Д. Африка. Очерки экон. географии. М., 1975; Некоторые вопросы экономики и истории современной Африки. М., 1974; Африка. Экон. справочник. М., 1974; История Африки в 19 и 20 столетиях. М., 1972; Вооруженная борьба народов Африки за свободу и независимость. М., 1974; Века неравной борьбы. М., 1967; Историо-графия и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1974. К. африка Козлов.



В тексте встречаются слова: аэродром | африка | атлас | атлас | ас | апра | анами | алжир | александрия | азов | а |


Rambler's Top100
Страница создана за 0.076 секунды

Материалы сайта защищены авторскими правами. При копировании, ссылка на сайт обязательна.
2017 © @j Nikotin